ПАНОРАМА
КАРТОЧКА ОБЪЕКТА
Адрес: ул. Ленина, 120
Историческая справка: Ведущая роль в организации строительства принадлежала И.П.Кытманову, вложившему 50000 руб. Общая стоимость постройки составила 81118 руб. Незапланированная надстройка третьего этажа (при высоком полуподвале) сделала здание самым высоким в городе. Архитектор Жуков, инспектировавший в 1886 г. оконченную постройку, предложил заменить деревянные лестницы каменными. С постройкой здания енисейская мужская прогимназия была преобразована в гимназию. Часть здания была занята квартирой директора.
Описание объекта: Каменное трехэтажное здание на высоком полуподвале, крытое железной вальмовой крышей, длинным 15-осевым фасадом выходит в северную линию застройки ул. Ленина. Архитектурный объем усложнен глубокими трехосевыми ризалитами переднего и заднего фасадов (на переднем фасаде центральный ризалит выступает сильнее, чем боковые, на заднем – он более узкий и выступает слабее). Благодаря ризалитам боковые фасады растягиваются до восьми оконных осей. За исключением мелких переделок, здание хорошо сохранило свой первоначальный облик. Продольный коридор во всех этажах делит здание не переднюю и заднюю половины. Боковые стены ризалитов, продолженные до пересечения со стенами коридора, образуют крупное поперечное расчленение плана. Полуподвал и вестибюль в центральной части здания перекрыты сводами. Над вестибюлем, во втором этаже, находится трехоконный актовый зал. Парадная лестница помещается в заднем центральном ризалите. На центральной оси южного (главного) фасада – дверной проем главного входа, снабженный высоким, двусторонним крыльцом. Окна третьего этажа имеют лучковые перемычки, окна второго этажа с полуциркульным завершением, окна первого этажа с прямой клинчатой перемычкой. Окна полуподвала имеют лучковые перемычки. Здание венчает профилированный карниз с сильным подшитым выносом и гладким фризом, отделенным от стены тягой. Междуэтажное членение над первым этажом выполнено массивным, мелко профилированным карнизом. Высокий цоколь с окнами полуподвала выделен мелко профилированным карнизом. Центральный ризалит завершен парапетом в виде глухой волнообразной стенки с лучковым подвышением в центре. По углам парапета устроены тумбы с полуциркульным завершением. Углы ризалитов обработаны рустованными лопатками с выступающими пирамидальными филенками в уровне первого этажа. Углы ризалитов в верхних этажах обработаны лопатками с прямоугольными нишами. Окна первого этажа обведены наличниками с «ушами» в верхней части и прямоугольной нишей под окном. Окна второго этажа обведены двойным наличником с двойным архивольтом и прямоугольными базами по нижним углам. Окна третьего этажа обведены наличниками с «ушами» в верхней части. Парапет центрального ризалита украшен нишей овальной формы по центру и прямоугольной нишей в нижней своей части. Стены из натурального красного кирпича, неокрашенного. Элементы водосточной системы и металлические кровельки деталей фасадов окрашены в красно-коричневый цвет (сурик железный). В интерьере примыкания оштукатуренных поверхностей стен и потолков украшены профилированными тягами, по потолкам, в местах крепления осветительных приборов – розетки. Сохранилась печь в уровне первого этажа. Внутренние лестницы деревянные, по деревянным тетивам, с ограждением из балясин, в центральном и боковых ризалитах. Сохранились элементы системы печного отопления здания – печи, трубы дымоудаления, выходящие на кровлю, а также элементы системы водоудаления – водостоки из просечного железа. Описание составлено в 1986 году архитектором Барановским Е.Ю., дополнено и откорректировано архитектором Разваляевым Е.О. в 2013 году.
Значимость памятника: Мужская гимназия – одна из немногих крупных общественных построек конца XIX века в Енисейске, отличающаяся функционально продуманным планом, сдержанным по формам рациональным декором фасадов. В 1913 году в актовом зале гимназии состоялся доклад Ф. Нансена о перспективах северного морского пути. В 1915–1917 гг. в гимназии учился Ф. Лыткин, известный в будущем революционер и поэт. Объект культурного наследия регионального значения.