Основание Енисейска
Город Енисейск был основан в 1619 году отрядом казаков во главе с сыном боярским Петром Албычевым и казаком Черкасом Рукиным. Место возведения острога было расположено на небольшой возвышенности на левом берегу Енисея неподалеку от устья небольшой реки Толчеи. Первоначально он представлял собой прямоугольный палисад с тремя башнями – стрельницами и несколькими избами. Новый острог должен был обеспечить безопасность гарнизона, призванного объясачить местное население. Уже на протяжении 1620-х гг. острог дважды, в 1623 и 1626 гг., перестраивался, расширялся и укреплялся. В 1620-е гг. в Енисейском остроге строится первая деревянная церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы, а позднее и вторая – во имя Михаила Маленина. Также на территории острога в этот период находились разного рода административные постройки и Гостиный двор. К 1626 году относятся первые сведения о Богоявленском соборе, с двумя приделами в честь Николая Чудотворца и Михаила Маленина, находившемся за пределами острога. По сохранившимся сведениям Богоявленский собор был трёхъярусным, завершённым пятиглавием. На чертеже С.У. Ремезова, составленном в конце XVII века, на территории Енисейского острога показаны Воскресенская церковь, с шатровым завершением и находившаяся в северо-восточной части острога, и Преображенская церковь, располагавшаяся западнее. Рядом находилась восьмигранная столпообразная часовня, увенчанная крещатой бочкой с главой. В этот период все строения Енисейска, включая церкви, были деревянными. Конфигурация плана первого Енисейского острога, представлявшая собой правильный прямоугольник, была характерна для крепостного зодчества Сибири XVII века. По характеру укреплений, имея – 200 сажен (около 400 метров) – Енисейский острог относился к типу острога-крепости.
Енисейск в XVII веке
Достаточно быстро Енисейск превратился из пограничного укрепления в крупный торговый и административный центр обширной территории в бассейне среднего Енисея и Прибайкалья. Согласно сведениям 1647 года: «Енисейский острог невелик, весь погнил, рвов и крепостей нет, окружности он 200 сажен, в длину 78 сажен. Успенския проезжия башни имели по верхнему концу 21 сажень, по нижнему поперёк 8 сажень. В остроге церковь Введения, денежный и соболиный амбары, 2 хлебных амбара, съезжая изба, таможенная изба, воеводский двор, гостиный двор, тюремная изба в тыну. В башне над острожными воротами стоял Нерукотворный образ Иисуса Христа, а на другой стороне Знамения» [1]. В 1649 году Енисейск пострадал от сильнейшего наводнения, смывшего укрепления острога.
В 1651 году после разрушительного наводнения, фактически полностью смывшего старые укрепления Енисейска, воеводой Афанасием Пашковым был выстроен новый восьмибашенный острог. Достаточно полное представление о втором Енисейском остроге даёт карта С.У. Ремезова, согласно которой острог имел на восточной и северной сторонах по одной, на южной – две, а на западной – четыре башни. Главный въезд в город находился на южной стороне. От стоявшей здесь Спасской башни, в которой размещалась одноимённая надвратная церковь, начиналась дорога на Маковский острог. Уже к середине XVII века в Енисейске определилось расположение основных архитектурных ансамблей. Ведущее место в панораме города занимали острог и Спасо-Преображенский монастырь на южной возвышенности.
Вдоль берега Енисея располагались: огромный пятиглавый Богоявленский собор, Воскресенская приходская церковь, увенчанная шатром и Христорождественская церковь женского монастыря – размещалась за рекой Толчеёй, также имевшая старинное шатровое завершение. Между Богоявленским собором и Воскресенской церковью располагался комплекс Гостиного двора с пятиглавой церковью Введения. Северо-западнее от Богоявленского собора располагался воеводский двор. Согласно рисунку С.У. Ремезова архитектурной доминантой комплекса являлся дом воеводы – трёхэтажное деревянное здание. В комплекс воеводского двора, кроме дома воеводы, входили и многочисленные служебные постройки («изба чёрная», «анбары», кузница). Весь комплекс был обнесён стеной, состоящей из бревенчатых прясел между башнями. Вплоть до 1760-х гг. воеводский двор сохранял своё местоположение. Неподалеку от Спасской башни острога находилась тюрьма, ограждённая тыном, и приказная изба, на крыше которой помещался государственный герб. За рекой Перекоп на возвышенном месте находились строения Спасского мужского монастыря.
В 1667 году с целью защиты посада вокруг него была выстроена острожная стена из шести куртин между башнями. Таким образом, в конце XVII века Енисейск представлял собой так называемый «двойной острог», состоявший из «малого города» крепости и «большого города» – укрепленного посада. Это был характерный для Сибири бревенчатый острог.
Енисейск в XVIII веке
К концу XVII века, по данным Николая Спафария, в остроге было уже 500 дворов. Однако пожар 1703 года уничтожил все казённые, административные и торговые здания, а также церкви и значительную часть жилой застройки. В течение 1704 – 1705 гг. башни и стены острога были восстановлены.
Согласно губернской реформе 1708 года Енисейск становится уездным городом Сибирской губернии. В том же году в Енисейск из Тобольска был прислан опытный каменщик Федот Меркурьевич Чайка, который в 1712 году возвёл первый в Енисейске каменный храм – Богоявленский собор, не дошедший до нашего времени, сохранилась только его колокольня. Образ храма Спасо-Преображенского монастыря, заложенный в 1731 г. является ныне начальным звеном каменного строительства Приенисейской Сибири.
В 1719 году, когда Россия была разделена на 50 провинций, Енисейск становится центром одной из них. В начале 1730-х гг. в городе произошёл очередной крупный пожар, уничтоживший четыре из восьми башен «малого города» и Воскресенскую церковь. В 1733 году началось строительство новой острожной стены с восемью башнями, призванной охватить всю городскую застройку. Однако в связи с отсутствием для города реальной угрозы, строительство фактически не было завершено. Остатки обветшавших деревянных оборонительных сооружений Енисейска оставались в центре города до пожара 1778 года, а отдельные башни внешней стены и до начала XIX века.
Таким образом, время существования деревянного острога-крепости Енисейска, бывшей главной архитектурной доминантой города, охватывает период с начала XVII века (1619 год) до конца XVIII века. В результате утраты Енисейском военного значения и дальнейшего его развития как торгово-ремесленного и административного центра, оборонительные сооружения вокруг ядра города, пришедшие в течение XVIII века в упадок, не восстанавливались.
В течение XVII – XVIII вв. Енисейск являлся крупным металлургическим центром. В 1765 году в городе насчитывалось 42 кузницы. Специалисты в области металлообработки (кузнецы, пушкари, бронники, литейщики) жили вдоль реки Мельничной, где были расположены десятки горнов и кузниц.
В конце 1760 – начале 1770 гг. существовал проект регулярной перепланировки Енисейска. Несмотря на то, что этот план не был утверждён центральным правительством, город застраивался в соответствии с ним. Только пожар 1778 года, в результате которого выгорела значительная часть городской застройки, позволил начать практические работы по переустройству города. В результате неё были спрямлены многие улицы, создана обширная площадь, которая должна была примыкать к запроектированному зданию Гостиного двора.
Вопрос о строительстве каменного Гостиного двора в Енисейске поднимался центральным правительством с конца XVII века, однако только в 1770-х гг. началось строительство этого комплекса. Точное время сооружения Гостиного двора в Енисейске не известно, очевидно строительные работы велись в 1770 – 1780-х гг. Гостиный двор представлял собой единый комплекс одноэтажных лавок (всего 112), расположенных вокруг прямоугольной площади размером 50 на 70 метров. Углы двора были скошены, при общей прямоугольной форме плана комплекса. Южный фасад, выходивший к торговой площади, имел в середине ворота с надстроенным над ними вторым этажом. Всё сооружение было оформлено в стиле барокко – этого периода. В конце 1820 года здание Гостиного двора подверглось значительной перестройке. Над средней частью южного фасада был возведён третий ярус. Очевидно, в это же время над средними частями южного и северного фасадов здания появились треугольные фронтоны. В это время, в здании Гостиного двора, помимо торговых заведений помещался городовой суд. Вместе с возведением Гостиного двора, в середине XVIII – начале XIX вв. в Енисейске началось активное строительство гражданских каменных зданий. Наиболее заметными из них были, так называемый «Дом воеводы», возведённый в 1770-х гг., двухэтажное здание «дома Евсеева» (кон. 1770-х – нач. 1780-х гг.) – в этот период Енисейск входил в десятку лучших городов России. Согласно переписи 1763 года, в Енисейске насчитывалось около 4000 жителей.
Енисейск в XIX веке
В XIX веке Енисейск утратил былое торгово-экономическое значение. Наиболее крупные работы в городе в начале века были связаны с расширением и благоустройством храмов. В 1819-1820 гг. был обнесён каменной оградой Богоявленский собор. В 1822 году были завершены работы, и произошло освящение надвратной церкви Захария и Елизаветы в Спасском монастыре, закладка которой относилось ещё к 1785 году. В 1826-1827 гг. был достроен настоятельский корпус Спасского монастыря, что означало, в основном, завершение формирования монастырского архитектурного ансамбля.
Гражданское строительство в Енисейске было не столь развитым как церковное – здание уездного училища (1824 год). В 1855 г. в городе было построено деревянное здание театра, которое, однако, сгорело в 1868 г. В 1858 г. в Енисейске было построено двухэтажное деревянное здание Благородного собрания.
В середине XIX века в связи с ростом благосостояния горожан, обусловленным развитием золотодобычи в Енисейской губернии отмечается архитектурное развитие Енисейска. Так, в 1861 году в Енисейске было 153 каменных и 1046 деревянных дома. В число каменных городских построек входили общественные лавки Гостиного двора, частные лавки и жилые дома. Самый большой каменный дом в городе принадлежал купцу Игнатию Кытманову, второй по размерам – его брату Александру. В то же время основное жилое строительство в городе было деревянным. Городские усадьбы в зависимости от уровня достатка владельцев представляли собой одно-, или двухэтажные здания, с целым комплексом хозяйственных построек: конюшнями, завознями, ледниками, банями, амбарами и др.
В первой трети XIX века происходило расширение границ женского Христорождественского монастыря, в результате чего он занял целый квартал. Была сооружена каменная ограда, охватившая монастырь с восточной, южной и западной сторон, обращённых к городу. К началу 1830-х гг. был построен одноэтажный каменный настоятельский корпус и двухэтажный, также каменный, для сестёр. В 1843 году во владения монастыря перешёл каменный дом, стоявший на юго-восточном углу монастырской ограды. В 1856 году в монастыре был построен двухэтажный деревянный корпус для сестёр. В 1859 году была заложена каменная часовня над могилой старца Даниила, законченная строительством уже в 1860 году. О первоначальном облике часовни практические ничего неизвестно, кроме того, что она имела в плане квадрат и была выполнена в стиле позднего классицизма. Позднее, в 1890-х гг. часовня была значительно перестроена и приобрела облик небольшой каменной церкви, с традиционным членением объёмов (алтарь, храм, колокольня). Особенностью часовни во имя преподобного Даниила Столпника стало её архитектурное убранство, решённое в русском стиле, ранее малохарактерном для Енисейска в целом.
В 1869 году в Енисейске произошёл очередной пожар, уничтоживший большую часть города. В результате пожара выгорела Христорождественская монастырская церковь, Троицкая церковь, колокольня Богоявленского собора (сам собор не пострадал), Преображенская церковь, Воскресенская церковь, надвратная церковь Захария и Елизаветы. После пожара в городе уцелела только Успенская церковь и два кладбищенских храма. Несмотря на огромные разрушения, уже к концу 1870-х гг. практически все церкви были восстановлены. В это время одноэтажный каменный дом, приобретённый женским монастырём, был переоборудован в церковь, освящённую в честь иконы Иверской Божьей матери.
Крупными гражданскими зданиями были возведённый корпус мужской гимназии в 1877 – 1886 гг на Большой улице и здание женской гимназии (сер. XIX века) – на ул. Кедровой. Кроме того, в этот период возводятся многочисленные жилые дома, имевшие каменный первый этаж и деревянный – второй. В 1887 году началось строительство деревянного еврейского молитвенного дома, строительство которого завершилось в 1888 году. В 1902 году в Енисейске было начато, а в 1905 году было завершено строительство каменной соборной мечети.
По мнению красноярского архитектора К. Ю. Шумова, история застройки Енисейска может быть разделена на ряд основных этапов:
- 1-й этап (1619–1708 гг.)
В течение этого этапа сформировалась двухчастная планировочная структура Енисейска – «крепость-торг» и посад, организующим началом которой стали укрепления острога. В этот период определились места расположения основных градостроительных доминант застройки: Богоявленского собора – центра духовной жизни горожан, и комплекса Гостиного двора с церковью (первоначально Введенской, позднее Преображенской). - 2-й этап (1708–1778 гг.)
В течение этого этапа архитектурный облик Енисейска претерпел значительные изменения. Древнерусский характер застройки, при сохранении принципа свободной планировки, получил новое наполнение благодаря строительству каменных церквей, облик которых нёс в себе черты как «московского» так и «уральского» барокко. - 3-й этап (1778– I-я четверть XIX века)
В течение этого этапа изменился характер планировочной структуры застройки города, ставшей более упорядоченной по «прожектированному» плану. В это время появляются первые каменные жилые дома по периметру намеченных кварталов, перестраивается в камне комплекс Гостиного двора. Застройка административного центра Енисейска в этот период характеризуется принадлежностью к стилю барокко, в его своеобразной, местной трактовке. - 4-й этап (I-я четверть XIX – начало XX вв.)
В течение этого этапа в застройку центра был внесён ряд незначительных изменений, в виде строительства двух новых и перестройки одного старого зданий. К концу этапа окончательно сложился каменный комплекс застройки исторического центра, носивший черты различных стилистических направлений.
Енисейск в XX веке
Советский период в истории формирования архитектурного облика Енисейска характеризуется следующими особенностями:
- Постепенная деградация и утрата памятников церковной архитектуры.
- Обветшание и утрата памятников светской архитектуры, прежде всего особняков и усадеб богатых горожан, построенных в XIX – начале XX вв.
- Начало массовой жилищной застройки, преимущественно небольшой этажности, значительно исказившей исторический облик Енисейска.
- Возведение объектов социально-культурного и бытового назначения (дома культуры, кинотеатры, стадионы, магазины и др.)
- Строительство промышленных объектов.
Несмотря на это, Енисейск не утратил ценных качеств своей объёмно-пространственной структуры, традиционной для русских пейзажных городов, развивавшихся в XVII-XIX вв. Историческое ядро города в основном сохраняет старинный облик и взаимосвязи-прозоры, которые дают обзор архитектурных доминант. Сохранилась основа художественного образа города-музея, включающего пространство р. Енисей и его притоков, исторической рядовой бревенчатой застройки. Улицы исторического центра города наиболее насыщены памятниками архитектуры и истории, ансамблями, ценными средовыми объектами.
Соборы Енисейска
После пожара, случившегося в городе в начале 1730-х гг., в Енисейске началось строительство каменных храмов, заменивших собой деревянные церкви. К первой половине XVIII века относится строительство Богоявленского собора. Согласно плану С.У. Ремезова, в Енисейске в середине XVII века уже существовал огромный пятиглавый Богоявленский собор. Однако в 1703 году во время большого пожара деревянный Богоявленский собор был утрачен. В 1708 году прибывшим в Енисейск из Тобольска московским мастером Федотом Чайкой был заложен каменный Богоявленский собор, строительство которого было окончено в 1712 году. Очевидно, в 1737 году к храму с правой стороны был сделан Введенский придел; около 1750 года был сооружён придел во имя Сергия Радонежского чудотворца; около 1760 года был сооружён холодный придельный храм во имя святителя Николая, располагавшийся под колокольней. После пожара 1778 года, в ходе которого собор пострадал, в 1779-1780 гг. к собору были пристроены двухэтажные каменные палатки. После завершения формирования архитектурного облика Богоявленского собора он являл собой высокое сооружение: четырёхъярусная колокольня устроена как восьмерик на четверике, перекрытый куполом, который был увенчан фигурным глухим барабанчиком с барочным шпилем на крупном яблоке. Во втором этаже колокольни был устроен придельный храм, апсида которого опиралась на свод трапезной. Ярус звона был подчёркнут широкими поясами фризов с балясинами, а его грани завершались полукруглыми фронтончиками, четыре из которых, расположенные по сторонам света имели круглые проёмы. Повышенные объёмы боковых приделов были перекрыты сводами: южный – крестовым, северный – купольным и имели окна второго света: восьмигранное на южном и прямоугольное с лучковым завершением на северном фасаде. Пышное декоративное убранство фасадов собора имело позднее аналоги в декоре Воскресенской церкви. В 1826 году вокруг собора была сооружена каменная ограда на высоком кирпичном цоколе, состоявшая из четырёхугольных столбов и металлических решёток. На западном участке ограды, напротив входа в церковь, находились ворота в виде двух кирпичных пилонов с арочным проездом. На южном участке ограды была расположена калитка.
В XVIII веке от площади, на которой стоял Богоявленский собор, две улицы вели к Спасскому монастырю. Напротив собора в это время располагался воеводский двор, воеводский дом и казачье полковое строение. Ближе к берегу Енисея за соборной оградой стояла провинциальная канцелярия, а выше неё по течению Енисея располагался магистрат. Напротив собора также располагались амбары, в которых содержалась денежная казна.
Несколько позднее, к востоку от Богоявленского собора, была возведена Воскресенская церковь, отличавшаяся от пышных форм собора простотой силуэта и декоративного убранства. Ещё в XVII веке, 1651 году, в Енисейске была построена деревянная Воскресенская церковь. Она представляла собой шатровый храм в виде четверика с гранённой алтарной апсидой и прирубом с западной стороны, где находился тёплый притвор. В конце XVII века над боковыми прирубами были надстроены главки с крестами. Деревянная церковь Воскресения погибла в пожаре 1703 года. В 1704 году на её месте была построена новая деревянная Воскресенская церковь, позднее (в 1714 году) дополненная придельным храмом иконы Казанской Богоматери. В 1727 году Воскресенская церковь вновь сгорела. На месте сгоревшей церкви вновь была выстроена деревянная церковь во имя Воскресения Господня. Она имела небольшие размеры и представляла собой простейший по форме храм клетского типа. Этот храм простоял до 1747 года, когда на его месте была возведена каменная церковь. Каменная Воскресенская церковь была заложена в 1735 году в нескольких саженях к северу от действовавшего деревянного храма. Строительство каменной церкви завершилось в 1747 году. В 1757 году к Воскресенской церкви был пристроен придельный храм Благовещения. В середине 1760-х гг. началось строительство церковной колокольни. Колокольня представляла собой массивный восьмерик на четверике. В 1773 году к Воскресенской церкви с южной стороны здания был пристоен ещё один храм – во имя иконы Казанской богоматери. При строительстве этого придела была частично разобрана южная стена трапезной главного храма, с устройство вместо неё пилона, на который опирались сводчатые конструкции. Такой же пилон был устроен и при сооружении северного придела. Архитектурная композиция обоих приделов в целом повторяла композицию аналогичных приделов Богоявленского собора. Сохранились упоминания о существовании с XVIII века ещё одного придельного храма у Воскресенской церкви – храма Иоанна Богослова. В 1859 году по проекту красноярского городского архитектора Битюцкого при входе в церковь с западной стороны была сооружена двухэтажная каменная палатка с лестницами в придел Иоанна Богослова. В конце XVIII – начале XIX в. вокруг Воскресенской церкви была выстроена каменная ограда в стиле барокко.
Неподалеку от Воскресенского собора, на месте сгоревшей Преображенской церкви, в 1747-1750 гг. был выстроен каменный храм также во имя Преображения господня. Интересно, что на время строительных работ прихожанами была выстроена деревянная церковь Знамения Богородицы, просуществовавшая вплоть до 1774 года, когда она была перенесена за город и поставлена близ казённых магазинов и кладбища. Здесь церковь Знамения простояла до 1818 года, когда была разобрана «по ветхости» и в связи с окончанием строительства неподалеку от неё каменной церкви Успения.
Анализ архитектурных форм Преображенской церкви позволяет считать, что в её строительстве принимали участие приезжие мастера, очевидно, уральские каменщики. Так, завершения колончатых наличников окон нижнего яруса выполнены в традициях «уральского барокко». Характерной особенностью Преображенской церкви является её двухэтажность. В 1765 году с южной стороны от храма была заложена придельная церковь Знамения Богородицы, завершённое строительством в 1770 году. Архитектурная композиция придела напоминала небольшой храм с четырёхчастной планировочной структурой и повторяла композиции приделов Богоявленского собора, Воскресенской и Христорождественской церквей. Одновременно с началом строительства придела было начато строительство церковной паперти и колокольни. В 1779 году был заложен и к 1804 году был завершён строительством ещё один придельный храм – Вознесения.
В длительном процессе возведения Преображенской церкви выделяются несколько этапов, с характерными для них архитектурными формами. В течение первого этапа (1747–1760 гг.) был построен нижний этаж храма во имя Преображения Господня, характерными формами «уральского барокко». В ходе второго этапа (1765–1770 гг.), во время которого были возведены церковная колокольня и южный Знаменский придел, доминирующими архитектурным стилем продолжало оставаться «уральское барокко» в его развитии. На третьем этапе (1779–1804 гг.) был возведен летний придельный храм Вознесения, в архитектуре которого заметен переход к столичному барокко западноевропейских форм.
По отрывочным сведениям, у западного фасада Преображенской церкви находилось каменное крыльцо с лестницами, ведшими в придел Вознесения. К 1824 году крыльцо обветшало и было разобрано. Вместо него была сделана каменная лестница внутри церковной паперти. С начала XIX века Преображенская церковь не меняла своего архитектурного облика и принадлежала к типу русских трапезных церквей с трехчастной продольно-осевой планировкой, несколько усложнённой южныи приделом и северной пристройкой.
Одновременно с Преображенской церковью был сооружен Гостиный двор. Эти сооружения представляли собой архитектурные доминанты города.
К середине XVIII века относится и строительство каменных храмов в двух енисейских монастырях. В Спасо-Преображенском монастыре, основанном в середине XVII века (в 1642 году) и являвшимся одним из старейших в Сибири, в 1750 году был построен Спасский собор. Размеры собора были относительно невелики, что объяснялось небольшим числом прихожан и братии монастыря. При небольшой площади он был довольно большой высоты. Традиционный храм – «восьмерик на четверике», с обширной трапезной и двумя приделами. Декоративное убранство собора было значительно проще, чем оформление Богоявленского собора и Воскресенской церкви. В 1805 году для Спасского храма был устроен придел во имя Святого Ильи. В течение 1780–1800-х гг. в Спасо-Преображенском монастыре были возведены каменные Святые ворота с надвратной церковью во имя Захария и Елизаветы с приделами: с южной стороны – в честь пресвятой Богородицы – Всех скорбящих радости, с северной – митрополита Московского и всея Руси (1795–1822), парадная часть ограды и настоятельский корпус. Спасский монастырь занимал нагорную часть города. Захарьевская надвратная церковь имела с двух сторон открытые деревянные галереи, позднее утраченные. В 1859 году на месте бывших галерей были построены боковые приделы. Под церковью, с обеих сторон ворот существовали двухэтажные палатки, занятые настоятелем монастыря.
В существовавшем в Енисейске с XVII века Иверском монастыре изначально главным храмом была деревянная церковь Рождества Христова. В 1755 году на месте деревянной монастырской церкви началась постройка каменной двухэтажной церкви во имя Рождества Христова. Строительство нижнего тёплого храма Рождества Христова было завершено в 1758 году. Сведения о времени завершения строительства верхнего холодного храма во имя Святителя и Чудотворца Николая отсутствуют. Очевидно, это событие произошло во время служения митрополита Павла (1758–1768 гг.). Нижний северный придел Рождества Богородицы был построен одновременно с главными престольными храмами в 1758 году, а верхний холодный – Владимирской Богоматери – в 1777 году. В 1822 году началось строительство южного придела храма во имя Никиты Великомученика, завершившееся в 1828 году. В 1825 году было начато, и уже в следующем, 1826 году закончено строительство придела во имя святых апостолов Петра и Павла, который поместился над Никитским приделом. Таким образом, двухэтажная Христорождественская церковь имела шесть приделов. Церковь стояла посреди монастыря и была с трёх сторон обнесена каменной оградой, сооружённой в 1873 году. Храм был украшен пятью главами. В нём было 9 окон и ещё 8 окон было в фонарике. Высота храма составляла около 13 сажен (около 28 метров). Декоративное убранство Христорождественской церкви было выполнено в традициях «уральского барокко». Церковь была построена в одной связи с колокольней, располагавшейся над притвором и увенчанной восьмиугольным каменным шатром. Стены храма и колокольни были украшены поясами кронштейнов, бегунцов и балясин. В нескольких саженях от храма находилась каменная часовня, в которой покоился прах блаженного старца Даниила. Кроме того. К Христорождественскому храму относилась и каменная часовня в честь Св. Николая, располагавшаяся в полуверсте от храма на Кузнечной улице. К западу от храма с 1901 года находилась одноклассная церковно-приходская школа, помещавшаяся в каменном здании с высоким сводом бывшей богадельни.
В 1773 году на месте пришедшей в ветхость деревянной церкви была построена каменная Троицкая церковь, являвшаяся одним из лучших произведений «енисейской школы». Церковь строилась на небольшой возвышенности как приходская на месте складывающейся новой Барабинской слободы. К церкви были пристроены боковые приделы: южный – во имя Сретения Господня, средний – во имя Святой Троицы и северный – во имя иконы Божьей матери «Живоносный источник». Троицкая церковь являлась выдающимся памятником архитектуры Сибири XVIII века. В 1785 году неподалеку от города, на урочище Севастьянка была заложена каменная одноэтажная Крестовоздвиженская церковь с пристроенной к ней двухъярусной колокольней.
В 1793 году была заложена каменная двухэтажная Успенская церковь, являвшаяся кладбищенским храмом.
Одним из последних церквей, построенных в Енисейске в период его архитектурного расцвета, стала Входоиерусалимская (Абалакская) кладбищенская церковь, заложенная в 1801 году на въезде в город с восточной стороны. Храм представлял собой вытянутый прямоугольник с расширением в середине. В связи с церковью была построена квадратная в плане двухъярусная колокольня. Церковь была достроена и освящена в 1819 году.
Таким образом, в Енисейске, в период наивысшего его расцвета, пришедшегося на вторую половину XVIII – начало XIX вв. было построено 9 каменных церквей, отличавшихся друг от друга неповторимыми, индивидуальными чертами.
Культурное наследие Енисейска – города корабелов
Е.В. Гевель
Сибирский Федеральный университет,
Общественный совет КрО ВООПИиК
г. Красноярск
«И в шорохе часов неторопливом … украдкой время к вечности течёт…»
В. Шекспир
Время – подвижный образ вечности, и в Енисейске можно ощутить эту беспредельность во времени прошедших эпох и русские просторы как поиск новых форм бытия. Здесь зримы такие достойные понятия как Держава, что собирает народ в единстве, и свобода как решимость на самостоятельное развитие. И приходит понимание, что енисейцы прежних веков жили в гармонии с природой, и становится близка «загадка русского характера»… И – осознание ценности городской среды исторической части Енисейска как тканевой канвы, в которой запечатлена многовековая народная память, целая совокупность событий – порядок течения жизни в её непрерывных изменениях.
В настоящем времени значима экология культурных, исторических традиций человеческой природы – антропоэкология, как пространство духовного мира. Ныне, согласно конвенции Юнеско, музеи работают над сохранением не только материального, но и духовного наследия древних традиций.
Целый город являет собой единый памятник истории и культуры первопроходцев и промысловиков – «город мастеров», и только сохраняя традиции формирования исторической среды городских ландшафтов, возможно дальнейшее продвижение в проектировании генерального плана города. Бессмертие представляется здесь как духовная позиция, и патриархальный Енисейск, в котором хранится энергия мудрости, как духовный центр окормляет Восточную Сибирь.
Вид окружного города Енисейска середины XVIII в. (фонды ЕГКМ)
Енисейск как географический центр России на протяжении трёх веков был узловым центром Сибири с таможней при Воеводском дворе, т. к. от этого города шёл водный путь к бассейну р. Лены – «Ленскому Волоку» – известному в истории сибирского судоходства, и управление Восточной Сибирью [11], с Успенскими ярмарками и ремесленными слободами, с кузнями и судоверфями, где формировались экспедиции на восток и север для освоения Арктики. «Енисейский острог, построен на ровном месте, и окружающая его страна приятна и плодородна… иногда некоторые в городе улицы чрезвычайно разлитием Енисея потопляемы…» [22]. Для сравнения можно вспомнить Красноярск периода XVII – XVIII веков – пограничный форпост России, который «медленно прирастал…» [22]. Ныне, при изменившемся положении путей сообщения, Красноярск, расположенный более удобно, является мощным перекрестьем связей и крупным региональным центром, а ранее «столицей» Приенисейской Сибири был Енисейск, входил в десятку лучших городов России.
Проект зон охраны памятников истории и культуры Енисейска.
Основной чертеж. ТГИ «Красноярскгражданпроект». 2004 – 2005 гг.
В ходе научных исследований историко-градостроительного и ландшафтного анализа исторической части Енисейска, самобытности планировочной структуры исторического города и перспектив его активной жизни в будущем как центра районной системы расселения и туристического обслуживания приходит понимание необходимости сохранения морфологического разнообразия живой ткани исторического города, которая лежит в основе образного богатства среды.
«Историческая канва» старого города даёт смысловую и композиционную наполненность «средовому проектированию» в центре города, связанному с его неповторимой историей, помогает воссозданию утраченных визуальных связей исторических ориентиров.
«Любые реформы – это забота лишь о форме в ущерб сути естества» и все изменения планировочной структуры города за три века указывают на это. Множество регулярных планов было «прожектировано» для Енисейска, и только изначальное следование рельефной основе было истинным – по сути. Зрительные связи храмовых ориентиров в пространственной композиции сообщали панораме города ощущение глубины пространства и присущее первейшей традиции русских городчиков – построение ансамблей в перспективном раскрытии на природное окружение.
О первоначальном планировочном очертании Енисейска, как и других сибирских городов из «Чертежной книги» С. У. Ремезова 1701 г., трудно говорить с достоверностью. Планы были выполнены в определённой условной манере, в эстетике XVII века, с использованием обратной перспективы.
«Чертёж земли Енисейского города» – С.У. Ремезов и сыновья [20].
Карта влияния Енисейского острога XVII в.
Семён Ульянович уделил Енисейску особое место в своих трудах, показав на большом плане доступы к узловому граду разными способами во все сезоны – на лодьях, лыжах и санях, да и «пешим ходом» – создал своеобразный «казачий путеводитель».
«Русские казаки как перелётные птицы вернулись в Сибирь XVII века на свои родные приделы…»
В.М. Флоринский
Енисейск – один из старейших сибирских городов. С его прошлым нераздельно связана история присоединения Восточной Сибири к России, значение освоения Севера и пограничных рубежей Дальнего Востока – то, чем действительно велика наша страна и Сибирь.
И, по меткому выражению В. Г. Распутина, «Чертёж Сибири», исполненный С.У. Ремезовым с сыновьями – от Уральского «Камня» … «как бы «простяжён» был боевыми острожками русских казаков, и «подшит» к России…»
Город был заложен в 1618 г. отрядом казаков как военная крепость на левом берегу Енисея в 12-ти верстах от его притока Кеми. Древний водный «лодейный» путь пролегал из Устюга, на Печору, Обь, Таз и до Енисея и второй путь – с Урала на Обь, затем по Кети до Маковского острога и волоком до Енисейска, а затем – по Ангаре на восток [11]. В Енисейске готовились большие экспедиции, на нужды казны строилось большое количество речных судов – обычно до 20 в год, а в 1653 г. было построено 202 дощаника – лодьи «для даурской службы». С 1670-х годов с енисейских крестьян брали в казну «на судовое дело» холст, пеньку, смолу. «Судовой лес заготовляли и возили на судоверфи заранее…» [14]. (А в округе Енисейска было 500 деревень!)
Формирование Енисейска в XVII – XVIII вв. как крупного торгово-ремесленного центра привело к изменению состава городского населения. Например, в 1720 г. насчитывалось 117 мастеровых людей более чем по 20-ти специальностям, а в 1763 г. из 3 тысяч посадских жителей – 400 ремесленников по 30-ти специальностям и 166 купцов [13].
С 1677 г. Енисейск стал разрядным – областным городом Енисейской провинции России, в составе которой были города Кузнецк, Нарым, Томск, Кетск, Ачинск, Туруханск и Красноярск, и в его ведении находилась почти вся Восточная Сибирь с шестью уездами.
В середине XVIII в. г. Енисейск с населением до 5 тыс. человек, имея 500 деревень в округе, считался одним из крупнейших городов не только Сибири, но и России [3].
Енисейск этого периода оставался единственным на востоке крупным центром по изготовлению продукции из железа. Так, в 1765 г. насчитывалось в нём 42 кузницы с горнами, размещавшимися вдоль реки Толчеи (ныне – Мельничной) и в Барабинской слободе – за Ручейной улицей (ул. Фефелова) и, по заверению Палласа (1770 – 1773 гг.), «… по учинённым опытам енисейское железо нашлося лучшее…» [14].
Ещё до основания Енисейского острога местность именовалась «Кузнешной ясашной» волостью с рудными горками, где кеты и тунгусы выплавляли железо в кустарных печах. С 1628 г. начинается производство железа в енисейском посаде из ближайшей к городу руды с высоким качеством – железо славилось на всю Сибирь.
В 1667 г. в Енисейском остроге и уезде проживало уже более тысячи «промышленных людей» [1].
Большое развитие получило судостроение производившее: барки, кочи и боты «для продажи промышленным людям». Слава кузнецов и литейщиков, оружейников и бронников, строительных дел мастеров, изготовлявших «связное железо» и кровельное, распространилась по всей Сибири [2].
Находясь на пересечении водных путей, город был посредником между центральными областями страны, Восточной Сибирью и Китаем. На протяжении XVIII – XIX веков Енисейск был столицей корабелов, литейщиков, имея более двадцати фабрик и заводов по выработке железных изделий, мастеровых зодчих и ремесленников, город являлся главными воротами в Восточную Сибирь, вторым в Сибири после Тобольска центром ремёсел и ярмарок. Одна сторона большой ярмарочной площади с торговыми рядами и каменным двухуровневым гостиным двором (с внутренними деревянными галереями) выходила к реке.
Вид гостиного двора и пристаней с колокольни Воскресенской церкви (фонд откр. ККМ)
В начале XIX века ярмарочная торговля занимала достаточно большое место, а Енисейская Успенская ярмарка взрастила многие поколения купцов, составивших славу Енисейска. Купцы имели по 4 – 6 барок, обменивая хлебные запасы на рыбу и пушнину Севера, доставляя припасы на прииски [13].
Исторические особенности формирования плана города
Дорегулярный план г. Енисейска (до пожара 1778 г.) – со свободными участками застройки от центра у реки, веером расходившимися на юг до Спасского монастыря, был гораздо интереснее и правомернее нового условно проектированного плана конца XVIII века, так как в первом случае застройка располагалась соответственно холмам рельефа, служившим водоразделами – по естественным особенностям места обитания. Набережная бровка была надёжно укреплена «обрубом» – двойными срубными конструкциями. От уреза реки, пристаней – шли береговые «взводы» – свозы, которые были мощены брёвнами. Комплексы монастырей, расположенные по линиям водоразделов, создавали свои центры с вертикалями звонниц, притягивавшими взоры к площадям на пешеходных путях.
Регулярная перепланировка города после пожара 1778 года перекрыла эти старинные лучевые улицы от городского центра, в результате чего потерялись исторические зрительные связи, а главное – путевые старинные связи «толковищ» и «прозрачных» – усадебных жилых образований с центром города в прибрежной зоне на высокой бровке.
Градостроительный анализ развития планировочной структуры города
Первый план начала XVIII в. совпадал с природной основой Енисейска. Он чётко выявлял структуру расположения холмов и линии водоразделов исторической части города. Надо отметить особенное уважение на протяжении двух веков к центру промыслов обширной сибирской территории и мастеровому граду в Тобольске и столицах, поскольку Енисейску более всех исторических городов Сибири было «прожектировано» генеральных планов.
Новый план после пожара 1778 г. – с ориентацией кварталов в меридианном направлении (северо-южном), оказался нежизнеспособным, невостребованным для организации пространственной структуры, ведь существует влияние на весь город акватории Енисея в направлении запад-восток, а предлагавшаяся структура плана противоречила природной основе и направлению основных изгибов рельефа.
Принят был к осуществлению план 1797 года с кварталами западно-восточной протяженности, но более приемлемый по оси реки Енисей, невзирая на то, что и этот план был условный относительно холмистой территории города и «резал» по крупным долям жилых образований.
Исторические районы в плане города
В XVIII в. появилась в плане города слобода Бараби от ул. Ручейной (ныне – Фефелова до ул. Барабинской и на юг – до ул. Крупской), далее южнее располагались кузницы. Вдоль бывшей ул. Никольской, в створе ул. Ручейной, вблизи южного моста и судоверфей, знаменитых во всей Сибири, за рекой Мельничной также размещались кузницы мастеров кузнечного и литейного дела. У речки Мельничной были судоверфи, так как до моста ул. Ручейной в большие паводки заходили крупные суда – это отражено в старинной гравюре и фотографиях XIX века. Здесь же, в Енисейске, строили суда для экспедиций по Сибири, на верфях в устье речки Мельничной – ручья Зырянова. Каштачная слобода была сформирована в XIX веке, за Лазаревским ручьем вдоль берега Енисея.
Архитектурные достоинства и богатая история «Города мастеров», достопримечательные места в средовой ткани застройки составляют интересный и очень важный пласт сибирской истории и культуры.
На гравюре 1837 г. «Окружного г. Енисейска» видны береговые укрепления острога – двойной «обруб» и парусные суда, кочи и барки. (Кочь – палубное двухмачтовое мореходное судно, поменьше ладьи – это по В.И.Далю, а в Сибири кочем звалось и большое палубное, речное судно, с вёслами и парусами, а также были и струги – речные парусные и с вёслами судна сибирских казаков).
До XVIII века не было разграничения между судами северными морскими и речными [11]. Виды судов Енисейского бассейна: досчаники, зырянские каюки, кочи, лодьи, струги, барки, набойни, шитики и всякие большие и малые суда. Снаряжались судовые караваны, предназначавшиеся к следованию на восток тщательно и холст на паруса увеличивали до 700 аршин, для придания судну большей скорости хода [11].
Ценностный разбор исторического наследия
Зонирование исторической застройки по качественным характеристикам (композиционной значимости и эстетическим качествам объектов культурного наследия, и «внутренней целостности», моделирующей образ территории) ранжированы по типологии: народное деревянное зодчество в северорусских традициях и стилевая застройка: барокко XVIII в., классицизм начала XIX в., эклектика («историзм» рубежа XIX – XX вв.), модерн начала XX в. и неоклассицизм советского периода застройки в границах цельных образований. Это позволило выявить композицию исторической структуры – живую ткань города с исторической средой, которая сохраняется с конца XIX века и поныне в историческом центре Енисейска.
Строительные приёмы енисейских каменных дел мастеров XVIII – нач. XIX веков донесены до настоящего времени на примерах первых каменных гражданских сооружений – Воеводского дома и Казначейства [9].
Своеобразие города в большей степени зависит от сохранения самобытной городской среды исторического центра, а в Енисейске сохранились цельные участки средовой застройки, целостные типы «исторической канвы», доносящей до современности «дух времени». «Чем старше и крупнее город, тем сложнее система градостроительной организации территории, пласты исторического ландшафта и количество памятников среды увеличивается кратно» – А.А. Высоковский.
Глухая корабельная резьба на полотнах ворот усадьбы по ул. Бабкина, 27 (бывшей ул. Бассейной) – на границе острожной территории, фото Э.М. Панова.
«Среда воспроизводит стереотипы культуры, в которой она складывается…»
Н.А. Лисовская
Историческую застройку Енисейска можно рассматривать как цельные средовые комплексы, состоящие как из памятников архитектуры, так и из зданий, не имеющих каких-либо особенных архитектурно-градостроительных достоинств, но составляющих единое целое с объектами охраняемого наследия. Такая застройка – средовая, условно называемая «прозрачной», обеспечивала в своё время восприятие одновременно нескольких архитектурных доминант.
Кварталы застройки подразделяются на «ценную историко-архитектурную среду» как на территории бывшего острога вдоль береговой бровки с тремя храмами (Богоявленский собор, Преображенская-Гостинодворная и Воскресенская церкви) или место Посада с Рождественским монастырём и «рядовую историческую среду» со своей «канвой». И есть еще нейтральная современная деревянная, в основном, застройка, которая служит необходимым фоном для исторических зданий центральной части г. Енисейска – самого древнего из городов Красноярского края.
Ландшафтный анализ.
Основные композиционные оси ландшафта – это ручей Мельничный – Зырянов (бывшая речка Толчея) и ручейная улица – бывший ручей Скородум (Перекоп), отделяющая слободу Барабинскую современной улицей Фефелова. Вся историческая часть Енисейска – приречного города ориентируется на главную природную ось – акваторию реки Енисей – в городском плане в направлении с востока на запад. Исходя из природных осей, определены и бассейны видимости и сферы композиционного влияния архитектурных ансамблей и отдельных объектов культурного наследия, зоны наилучшего восприятия панорамных раскрытий, являющиеся и основными ценными ландшафтными местами.
В междисциплинарных исследованиях (археологов, архитекторов, дендрохронологов, этнографов и экологов) по проекту Гуманитарного института Сибирского федерального университета «Актуализация историко-культурного наследия Енисейска» (2009 – 2011 гг.) с созданием открытого электронного интерактивного ресурса с виртуальными экскурсиями и полного Каталога объектов историко-культурного наследия, мы пришли к пониманию, что область охраны архитектурного наследия, особенно деревянного зодчества, перекликается с градоэкологическим регулированием пространственной структуры города.
Рисунки красноярского художника Д.И. Каратанова на берегу Енисея в 1914 г.
Проблемные градостроительные ситуации.
Первоочередными архитектурно-градостроительными проблемами реконструкции, регенерации и возвращения значимости исторических зон Енисейска являются:
– Задача восстановления силуэта города – воссоздание исторических доминант. Утрачены – высокий Гостинодворный Преображенский храм на берегу и Христорождественский с шатровой колокольней – в посаде, колокольни и завершения храмов Воскресенской церкви и Иверской Богоматери, завершение Троицкой церкви и храмовая часть Богоявленского собора.
Проблема возвращения исторической значимости и функционального насыщения главных объемно-планировочных узлов исторической части города – ансамблей площадей и главных улиц и особенно – набережных. Пропали и площади в композиционной структуре на утраченных связях – четких видовых соединениях архитектурных вертикалей храмов, особенно пострадали планировочные связи красивейшей Троицкой церкви – на небольшом возвышении бывшей Крестовоздвиженской улицы, ранее значимой на въезде с западного направления с Крестовоздвиженским храмом.
Насущная необходимость берегоукрепления надпойменных террас, благоустройства набережных, особенно реки Енисей, где необходимо фрагментарное воссоздание исторической подпорной стенки – двухрядного обруба вблизи Воскресенской церкви, для пристани енисейской флотилии корабелов у речки Мельничной (бывшей Толчеи) на Стрелке. Ведь набережная бровка – это первое яркое впечатление при подходе судов и с фарватера – о городе, но – пока ещё вас встречает серая бетонная стена… Необходимо продолжение набережной вдоль Енисея до поймы речки Мельничной с установкой здесь символического памятного знака в ее устье, на месте старинных судоверфей, с их фрагментарным воссозданием.
Перенасыщенность исторической части Енисейска грузовыми транспортными потоками (ул. Ленина, ул. Рабоче-крестьянская и др.) создает неблагоприятную экологическую ситуацию, особенно для деревянной застройки, и большие динамические вибрационные нагрузки на проезжую часть улиц, фундаменты и стены объектов исторического наследия. Предполагается вынос грузовых транзитных транспортных потоков из исторической части города на объездную дорогу вдоль второй надпойменной террасы – «Южной Гряды». Эти вопросы уже решаются в новом генплане города – (институтом «Красноярскгражданпроект»), с устройством радиальных кратчайших связей для разделённых речками и болотом частей города.
Проблема реставрации, сохранения и консервации памятников архитектуры и градостроительства – исторического ядра, отдельных объектов, например, важный вопрос о восстановлении Богоявленского собора, стоит остро – «Вправе ли мы воссоздавать новыми технологиями шедевры каменного зодчества Енисейской губернии XVIII века да и всей Сибири?» Целесообразнее было бы здесь укрепление существующего яруса храма и колокольни с устройством Музея енисейского храмового зодчества, и – облагородить окружение, исторический береговой бульвар.
Богоявленский собор – вид от Торга. Собор Богоявления за береговым бульваром. Фонды ККМ
Новая невыверенная застройка, вторгаясь в историческую среду, пусть даже отдельными дисгармоничными объектами, нарушает её архитектурно-градостроительную целостность. Ещё на рубеже XIX – XX веков волевыми решениями новых генпланов были убраны необходимые пешеходные связи, ведущие к ядру города. Ранее центр «прочитывался» в застройке, от него веером расходились основные пути – «прозоры»– широкие улицы плана XVIII в., которые естественно накладывались на существующий холмистый рельеф города.
Теперь связи перекрыты добавочно квартальной застройкой и регулярного плана 1980-х годов. Очевидно, что для Енисейска принципы регулярной планировки не были столь положительны и благотворны, как, например, для Красноярска, где на рубеже XVIII – XIХ веков исторический центр города был распланирован регулярно на совершенно ровной террасе. В Енисейске же регулярная планировка сократила число ценных направлений обзора. Иерархия соподчиненного строя акцентов городского и местного значения нарушена.
Необходимо восстановить некоторые связи видовых картин Троицкой церкви в Барабинской слободе с центральной береговой частью города, а также и бывшей Сенной площади – у Спасо-Преображенского монастыря с площадью на пересечении ул. Бабкина и – Рабоче-крестьянской, и далее связь могла бы продлиться до старинной площади Воеводского дома у Богоявленского Собора.
Высокий природно-градостроительный потенциал города и пути его реализации
«Енисейск – это подлинный «город-музей»
Е. И. Кириченко
Енисейск «дорогого стоит…» и имеет высокий потенциал для активного экономического развития и качественного улучшения городской среды. К положительным факторам, определяющим перспективы развития города, относятся:
– Высокий природный потенциал региона и города – водные, лесные, земельные, минерально-сырьевые ресурсы, благоприятные ландшафтные условия и расположение Енисейска на великой реке, соединяющей Западную и Восточную Сибирь.
– Преобладание исторически ценной «прозрачной» частной деревянной застройки. «К достопримечательностям Енисейска наряду с домами из камня принадлежат и великолепная деревянная историческая застройка. Ей присуще ярко выраженное своеобразие. Она заметно отличается от застройки … – Томска, Иркутска, Тюмени … и, представляет более ранний пласт развития деревянной архитектуры, почти полностью утраченный в городах, переживающих подъем и интенсивно застраивавшихся во второй половине XIX – начале XX в.» [12].
Воскресенская церковь 1747 г. – вид с северной стороны, за енисейской флотилией
Остатки древнего судна, из таких плах енисейцы ладили дома и амбары
– Хороший историко-культурный потенциал и традиции коренного населения города. Енисейское художественное училище, самобытный краеведческий музей, ценные памятники истории, градостроительства и архитектуры. Мастера народных промыслов и коллектив профессионалов реставрационного участка.
Городская среда города характеризуется рядом ценных – уникальных пространственных особенностей:
– «Историческая канва», в которой запечатлена память многих поколений промысловиков и корабелов, сохранность планировки и застройки исторических районов города с целостными объектами природного и культурного наследия.
– Высокие потенциальные возможности использования исторической застройки и территорий для развития малого бизнеса в сфере ремесленного производства, охоты, рыбоводства, торговли, туризма и досуга. Возрождение традиционных видов ремесел, таких как кузнечное, кожевенное, резьба по дереву, серебряное литье, чеканка и др.
– Главную историко–культурную и природно–эстетическую ценность внутригородского ландшафта представляют склоны крутого берега Енисея и устья ручья Зырянова, речки Мельничной – у впадения в Енисей. Стрелка – место возможного воссоздания острога, где сохранились береговые укрепления бровки двухрядные в семь венцов, вблизи Воскресенской церкви и бывшей Береговой улицы.
Сохранение и использование исторического наследия является основополагающей задачей современного градостроительного проектирования исторического Енисейска. Крайне важную роль здесь призван сыграть «Проект зон охраны памятников истории и культуры г. Енисейска». Проект обеспечит комплексный подход к охране не только отдельных памятников, но и к сохранению целостной исторической среды города. Кроме того, данный проект позволяет определить очередность последовательной реставрации и реконструкции исторических градостроительных ансамблей и объектов исторического наследия. Очевидна необходимость проекта планировки центральной исторической части и правил застройки, закрепляющих законодательно градостроительные решения Проекта зон охраны памятников истории и культуры г. Енисейска.
Возрождение Енисейска – это сложный долговременный процесс, требующий колоссальных усилий, привлечения известных и поиска новых ресурсов, прежде всего широкого участия самого населения на основе воссоздания традиционного размеренного жизненного уклада, того духа сибирского предпринимательства при экономической самостоятельности и благополучии – достатке, когда строили свободные добротные усадьбы. В настоящее время даже просто содержать эти подворья сложно, а не то, что реставрировать их на собственные средства.
Вспоминается особенное отношение енисейцев к двухъярусному амбару стройных пропорций, с галереей, что назывался пятрой. Пятра потому, что был основой как пята-опора хозяйства целой деревенской общины на случай пожара или иного разора… В такой старинной пятре сибирской усадьбы вдоль улицы Большой и на берегу речки Мельничной, возможно будет вскоре организовать музей енисейских корабелов и плотников города мастеров, с воссозданием рядом части судоверфи и восстановлением речных барок для туристических прогулок по воде.
Необходимо в самом ближайшем будущем возрождение пассажирского судоходства на Енисее, для водного сообщения, прославленного ещё Ф. Нансеном, речного пароходства и восстановления регулярных рейсов из Красноярска в летнюю навигацию. Сегодня возрождают енисейцы традицию августовских ярмарок, далее последуют и создание бирж в отеческом граде для заключения торговых договоров. Ярмаркам будет способствовать воссоздание на берегу каменного гостиного двора и деревянных арочных торговых рядов.
Творческие августовские ярмарки художников, ремесленников края стали подлинным возрождением традиций, и в Енисейск прибыли не только туристы и паломники, но и мастера народных промыслов за новыми образами и идеями, профессиональными знаниями, сохранёнными в енисейской культуре потомков промысловиков и казаков. Возрождение плотницких традиций и творческое совершенствование художественных ремёсел станет будущим достоянием общечеловеческой культуры – основой могущества и процветания отеческого Енисейска.
В заключение – слова протопопа Аввакума, путь страданий которого в середине XVII века дважды пролегал через Енисейск: «…не словес красных Бог слушает, но дел наших хощет…» [10].
Принятые сокращения:
ГАКК – Государственный архив Красноярского края;
ЕГКМ – Енисейский государственный краеведческий музей;
ККМ – Красноярский краеведческий музей.
Библиография к историческим сведениям
- Александров В.А. Русское население Сибири XVII – нач. XVIII в. (Енисейский край). М., 1964.
- 2. Бахрушин С.В. Снаряжение русских промышленников в Сибири в XVII веке// Исторический памятник русского арктического мореплавания XVII в. – Л., 1951.
- 3. Буланков В.В. Формирование культурно-исторической среды Енисейска в XVIII веке. Сборник «Памятники истории и культуры Красноярского края», выпуск 1, Красноярск. ККИ, 1989.
- 4. Гевель Е.В., Иванов Б.А., Свидрицкая Е.Д., Шильдина О.Ю. Город мастеров. Енисейску вернет значение возрождение ремесел.// Памятники истории, культуры и градостроительства Сибири: материалы I Региональной научно-практической конференции, посвященной Международному дню памятников и исторических мест, Красноярск. 2006.
- 5. Гевель Е.В. Историческая записка к Историко-архитектурному опорному плану г. Енисейска. ТГИ «Красноярскгражданпроект», Красноярск. 2004.
- Гевель Е.В. Пояснительная записка к «Проекту зон охраны объектов культурного наследия г. Енисейска». ТГИ «Красноярскгражданпроект», Красноярск. 2004.
- Гнедовский В.В., Добровольская Э.Д. «Вверх по Енисею».- М., 1980.
- Григорьев А.А.. Шорохов Л.П. Енисейск (исторический очерк). Сборник «Памятники истории и культуры Красноярского края», выпуск 1, Красноярск. ККИ, 1989.
- 9. Гринберг Ю.И., Роднянская И. «Енисейск – город исторический». Декоративное искусство СССР, № 5, – М., 1985.
- «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Academia, М.,1934.
- 11. Загоскин Н.П. Русские водные пути и судовое дело в до-Петровской России. Казань, 1910.
- Кириченко Е.И. «Отчёт за июль 1985 г. по обследованию…» Рукопись архива Службы по охране наследия Управления культуры Красноярского края.
- Комлева Е.В. Влияние купечества приенисейских городов на городскую среду. М., 2006.
- Кытманов А.И. Краткая летопись Енисейского уезда и Туруханского края. 1594-1893 гг. (ркп.), п. 5, ЕГКМ, отдел фондов
- Латкин Н.В. Енисейская губерния, её прошлое и настоящее. СПб., 1892.
- Очерки истории Енисейска. Сб. статей. Енисейск, 2009.
- Пестов И. Записки об Енисейской губернии Восточной Сибири. М., 1833.
- Рукша Г.Л. «Енисейск: будущее для прошлого». Красивый берег, № 1-2, Красноярск, 2009.
- Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири. Новосибирск, 1995.
- Чертежная книга Сибири, составленная тобольским сыном боярским Семеном Ремезовым в 1701 году.— СПб, 1882.
- Шумов К.Ю. Воскресенская церковь г. Енисейска. Сборник «Памятники истории и культуры Красноярского края», выпуск 1, Красноярск. ККИ, 1989.
- Фишер И.Е. Сибирская история. Репринт издания 1774 г., с. 277-279, 632. СПб., 2009.
Историко-архитектурный опорный план